ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
21.05.2017

Преподаватель ТГУ Юрий Прокудин прошел стажировку в Доме-музее Ванзейской конференции в Берлине

Стажировка педагогов и научных работников из России и Беларуси прошла в Доме-музее Ванзейской конференции в столице Германии Берлине. В состав делегации, сформированной центром Холокост, вошли представители восьми российских регионов, в том числе профессор кафедры педагогики и образовательных технологий Педагогического института ТГУ имени Г.Р. Державина, региональный представитель НПЦ «Холокост» Юрий Прокудин. По традиции стажировки в Германии проводятся ежегодно с 2010 года и проходят они накануне и в период празднования Дня Победы.
 Содержание образовательного семинара было насыщенным и разнообразным. Оно включило в себя проведение лекционных занятий, образовательных экскурсий, обмен опытом работы, посещение памятных мест и другое. Например, в первый день семинара сотрудник Дома-музея Ванзейской конференции Татьяна Маныкина провела содержательную экскурсию по историческим местам центра Берлина: Бранденбургские ворота, рейхстаг, мемориал евреям Европы, памятники другим жертвам национал-социализма, место захоронения советских воинов, погибших в битве за Берлин и др. Александр Климук, специалист по антисемитской пропаганде периода Веймарской республики, познакомил слушателей стажировки с интересными материалами постоянной выставки Музея Ванзейской конференции. Живой интерес и множество вопросов вызвал проведенный Татьяной Маныкиной «Воркшоп: фотография как исторический источник».
 Важным моментом стажировки стал обмен опытом работы. Каждый выступающий, опираясь на материалы презентаций, выдавал что-то свое, оригинальное из практики проведения уроков по теме Холокоста. Об организации и трансляции темы Холокоста в работе со школьниками и студентами рассказал Юрий Прокудин (Тамбов), методическую разработку по организации поиска и использованию архивных документов о Холокосте представила Екатерины Деревянко из Брянска. Достаточно значимым стало сообщение Галины Чебановой (Почеп, Брянская область) о преподавании истории Холокоста в начальной школе. Доцент из Великого Новгорода Дмитрий Асташкин поделился опытом использования темы судов над палачами жертв Холокоста в преподавательской работе. Об использовании элективных курсов в работе со старшеклассниками рассказала Вера Богданова из Хабаровска, а Ирина Полякова (Гродно, Беларусь) перечислила проблемы и перспективы преподавания истории Холокоста в республике. Не менее интересными были и другие выступления.
 С высокой активностью слушателей была проведена экскурсия по документальному центру «Топография террора». Этот уникальный музей посвящен нацистским преступникам: от замысла к реализации. Здание музея было построено спустя 40 лет после войны на месте Главного управления безопасности рейха. Рядом с ним располагается Берлинский парламент и здание бывшего министерства ВВС. Представляется ценным обращение экскурсовода Себастиана Герхарда к особенностям анализа фотографии как исторического источника и ошибкам их интерпретаций. В ходе оживлённой дискуссии был поставлен один из ключевых вопросов, касающийся психологии преступлений: был ли личный выбор у военного, получившего приказ на уничтожение людей?
 В Заксенхаузене, в одном из первых концлагерей Германии, основанный в 1936 году, участники образовательного семинара повторили под проливным дождем маршрут " марш смерти", которым вели будущих узников. Для многих это было первое в жизни посещение «фабрики смерти». Экскурсовод Иван Кульнев рассказал о двух важных аспектах системы концлагеря: кто и как туда попадал, какова была механика уничтожения заключённых.
 Запоминающимся для участников стажировки российских педагогов в Германии было посещение Германо-российского музея «Берлин — Карлсхорст», где был подписан Акт о капитуляции. Сегодня в музее развернута уникальная экспозиция по истории Великой Отечественной войны с большим количеством фото и документов по истории Холокоста (впервые в Европейском музее число советских евреев-жертв Холокоста указано в соответствии с результатами исследований российских исследователей).
 Участники стажировки возложили цветы к знаменитому памятнику Е. Вучетича в Трептов-парке, прототипом которого стал наш земляк Иван Степанович Одаченко.
 Непосредственно педагогическому аспекту темы Холокоста было посвящено знакомство с гимназией Драйлиндена, немецкими учебниками истории для старших классов, учебным процессом и методикой преподавания. Гимназия тесно сотрудничает с Домом-Музеем Ванзейской конференции, открыта в 1939 году и расположена в престижном районе Берлина. По словам директора гимназии г-на Стиллера, 40 из 550 учеников – это дети беженцев из Сирии и Ирака. Рут Пройссе познакомила с методами музейной педагогики по осмыслению темы национал-социализма в Германии после 1945 года. Сотрудник информационного центра Мемориала памяти убитых евреев Европы Адам Керпель — Франиус презентовал совместный немецко-белорусский проект передвижной выставки о лагере смерти Тростинец (Беларусь). Об особенностях работы архива Международной службы розыска в Бад Арользене рассказала Элизабет Швабауэр.
 В заключение, участники стажировки обменялись впечатлениями и идеями, многие из которых дали импульс для создания новых образовательных проектов, направленных на дальнейшее изучение и преподавание истории Холокоста.